Первый этап-зарождение и становление экологии как науки (до XIX века).


           На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. Экология как наука начала формироваться в конце XVIIIв., и то сначала как один из разделов зоологии.

           Аристотелем, всесторонним мыслителем Древней Греции, выдающимся исследователем природы тех времён, впервые были обобщены биологические знания, накопленные человечеством, разработана систематика животного мира. Он разделил всех живых существ на две группы: животных с кровью и бескровных (в настоящее время это позвоночные и беспозвоночные).

           Аристотель в своей «Истории животных» описал более 500 видов известных ему животных, рассказал об их поведении. Так начинался первый этап развития науки- накопление фактического материала и первый опыт его систематизации.

           В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием. Связь строения организмов с условиями среды толковалась как воплощение воли бога. Людей сжигали на кострах не только за идеи развития природы, но и за чтение книг древних философов. В этот период, затянувшийся на целое тысячелетие, только единичные труды содержат факты научного значения. Большинство сведений этого периода имеют прикладной характер, опираются на описание целебных трав (Разес, 850-923; Авиценна, 980-1037), культивируемых растений и животных, на знакомство с природой далёких стран (Марко Поло, XIIIв., Афанасий Никитин, XVв.).

           Началом новых веяний в науке в период позднего средневековья являются труды Альберта Великого (Альберт фон Больштедт, ок. 1193 - 1280). В своих книгах о растениях он придаёт большое значение условиям их местообитания, где помимо почвы важное место уделяет «солнечному теплу», рассматривая причины «зимнего сна» у растений; размножение и рост организмов ставит в неразрывную связь с их питанием.

           Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала- характерная черта естествознания этого периода. Однако, несмотря на то, что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Сведений о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описание их строения, называли «историей» жизни животных.

           В XVII-XVIII вв. в работах, посвящённых отдельным группам живых организмов, экологические сведения зачастую составляли значительную часть, например, в трудах А. Реомюра о жизни насекомых (1734), Л. Трамбле о гидрах и мшанках (1744), а также в описаниях натуралистами путешествий.

           Развитие классической биологии долгое время шло по пути изучения морфологических и функциональных особенностей организмов в их единстве с условиями существования. Предысторией современной экологии являются труды натуралистов и географов XVIII-XIX вв.

           Существенной вехой в развитии науки об образе жизни различных живых организмов является труд Т. Мальтуса (1798), в котором приведены уравнения экспоненциального роста популяций как основы демографических концепций. Несколько позже П.Ф. Ферхюльст предложил уравнение «логистического» роста. Эти работы обосновали представления о динамике численности популяций.

           По мере развития зоологии и ботаники происходило накопление фактов экологического содержания, свидетельствующего, что к концу XVIIIв. У естествоиспытателей начали складываться элементы особого, прогрессивного подхода к изучению явлений природы, об изменениях организмов в зависимости от окружающих условий и обусловленном их влиянием многообразии форм. Вместе с тем экологических идей как таковых ещё нет, лишь начала складываться экологическая точка зрения на изучаемые явления природы.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: