Поможем написать любую работу на подобную тему
Реферат
Классификация чрезвычайных ситуаций. Три цели управления в чрезвычайных ситуациях
От 275 руб
Контрольная работа
Классификация чрезвычайных ситуаций. Три цели управления в чрезвычайных ситуациях
От 280 руб
Курсовая работа
Классификация чрезвычайных ситуаций. Три цели управления в чрезвычайных ситуациях
От 800 руб
Под чрезвычайной ситуацией понимают обстановку, сложившуюся в результате крупной производственной или транспортной аварии, антропогенного изменения среды обитания, характеризующуюся значительными отрицательными экологическими и экономическими последствиями.
Чрезвычайные ситуации классифицируются по следующим признакам (табл. 3): сфере возникновения, масштабу возможных последствий и ведомственной принадлежности.
Иногда чрезвычайные ситуации перерастают в экологические катастрофы, ведущие к массовой гибели или заболеваемости людей и огромному экономическому ущербу.
Как показывает практика, довольно часто к чрезвычайным ситуациям и катастрофам приводят ошибки в конструкторских расчетах, а также неверные действия персонала технических комплексов, последствия которых непредсказуемы.
Так, после Чернобыльской катастрофы население 15 регионов России, и в особенности население западных районов Брянской и Калужской областей, продолжает подвергаться внешнему и внутреннему облучению долгоживущими радионуклидами цезия-137—134, стронция-90 и трансурановых элементов: плутония-238, 239, 240, америция-241 и др. В течение 6 лет жители наиболее загрязненных районов Брянской области получили эффективную дозу (без йода-131 на щитовидную железу) 42 милли Зиверта (МЗв). Коллективная эффективная доза за 6 лет составила 5000 человеко-Зивертов, а последствия от облучения могут составить от 400 до 6000 онкологических заболеваний со смертельным исходом и 100—150 врожденных аномалий развития за 70 лет после аварии.
Таблица 3
Классификация чрезвычайных ситуаций (по Г. П. Серову)
Техногенного характера |
Природного характера |
Экологического характера |
1.1. Транспортные аварии (катастрофы) |
2.1. Геофизические опасные явления |
3.1. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши |
1.2. Пожары, взрывы |
2.2. Геологические опасные явления |
3.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойства атмосферы |
1.3. Аварии, связанные с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ |
2.3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления |
3.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы |
1.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ |
2.4. Морские гидрологические явления |
3.4. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением биосферы |
1.5. Аварии с выбросом биологически опасных веществ |
2.5. Гидрологические опасные явления |
|
1.6. Подземное обрушение зданий |
2.6. Природные пожары |
|
1.7. Аварии на электроэнергетических системах |
2.7.Инфекционная заболеваемость людей |
|
1.8. Аварии на коммуникационных системах жизнеобеспечения |
2.8.Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных |
|
1.9. Аварии на очистных сооружениях |
2.9.Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями |
|
1.10.Гидродинамические аварии |
|
|
В результате радиационных аварий на НПО "Маяк" в Челябинске среди населения также зарегистрированы случаи хронической лучевой болезни и отмечается повышенная частота заболеваний лейкемией.
В районах Алтайского края, где проводились испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, также замечен рост онкологических заболеваний.
Крупномасштабное радиоактивное загрязнение лесного фона на части территории страны в результате этих катастроф вызвало значительные изменения и ограничения в системе ведения лесного хозяйства. По данным Роскомгидромета и результатам радиационного обследования, площадь лесного фонда, загрязненная радионуклидами от чернобыльской аварии, составляет около 1,3 млн га на территории 15 областей.
Применительно к чрезвычайной ситуации в качестве идеальной цели управления может выступать обеспечение развития общества при условии его полной безопасности для здоровья и жизни людей. Как и всякий идеал, данная цель принципиально недостижима: определенная степень риска всегда присутствует.
В то же время можно выделить три цели управления в чрезвычайных ситуациях: предотвращение причин их возникновения, предотвращение самих экстремальных ситуаций и смягчение, максимальное ослабление их последствий.
Стратегия предотвращения причин возникновения чрезвычайных ситуаций подразумевает недопущение таких действий или процессов, которые представляют прямую угрозу жизни и здоровью населения. Возможны два варианта осуществления данной стратегии.
Первый — отказ от конкретных мер хозяйственного, политического и иного характера, которые создают источник потенциальной чрезвычайно опасной ситуации.
Второй — уничтожение или полное перепрофилирование объектов —источников повышенной опасности для здоровья и жизни людей.
Стратегия предотвращения самой чрезвычайной ситуации предполагает, что причины, порождающие данную ситуацию, устранить невозможно или не удалось, вследствие чего начинается "цепная реакция" событий, ведущих к катастрофам.
Поэтому необходимо, с одной стороны, прервать эту реакцию, не допустив окончательного выхода опасного процесса из-под контроля (например, отключить блок управления ядерным реактором). С другой стороны, необходимо гарантировать безопасность населения (срочная эвакуация, укрытие людей и т. д.).
Наконец, третья стратегия — смягчение последствий — подразумевает ориентацию на максимальное ослабление, локализацию всех последствий чрезвычайной ситуации, которую допустить нельзя или не удалось.