Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

 

 

Экономические и правовые основы природопользования


                      Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды приносит экономический ущерб народному хозяйству, который выражается в виде фактических и возможных убытков, слагающихся как из дополнительных издержек как в настоящее время так и в будущем.: на возмещение материальных ценностей (зданий, машин, оборудования, имущества) в связи с ускоренным их износом, на компенсацию снижения продуктивности природных систем (сохранение чистоты вод в водоемах и реках, восстановление земель и лесов); на поддержание здоровья населения (медицинское обслуживание лиц, пострадавших от неблагоприятной среды обитания.

Текущие дополнительные затраты связаны с устройством систем очистки выбросов, захоронением и ликвидацией отходов, созданием шумозащитных и экранирующих устройств, уборкой улиц, и поддержанием чистоты в городах и населенных пунктов.

Ущерб народному хозяйству, вызванный, например, загрязнением атмосферы, имеет следующую структуру, %: от ухудшения здоровья населения – 44-45; жилищно-коммунальное хозяйство – 33-34;, ущерб сельскому и лесному хозяйству – 10-12; ущерб промышленности – 10-12.

Ущерб ОС ориентировочно оценивается следующим образом ( в ценах 1985 г.)6

1.  производство материальных ресурсов, руб./т: сталь – 4-17; медь – 60-100; алюминий – 15-20, цемент – 1-3; химические волокна – 20-25

2. производство электроэнергии на ТЭЦ, коп/кВтч – 0,2-0,3

3. создание основных фондов, тыс. руб ущерба/ на млн. руб основных фондов:  в теплоэнергетике 15-20; в черной металлургии – 30-50.

4. перевозка грузов, руб./тыс. ткм : автомобильный транспорт – 1-2; железнодорожный – 0,03-0.04.

Экономический ущерб от загрязнения среды должен учитываться и использоваться при расчете вариантов размещения производительных сил, оптимизации проектных решений и инвестиций, выборе альтернативных вариантов развития  производства и стратегий развития технологий.

Механизм управления природопользованием подразумевает:

  • планирование и финансирование природоохранных мероприятий и программ;
  • систему лицензий, лимитов и договоров на комплексное природопользование;
  • налоговое и кредитное регулирование.

Кроме того важной стороной эффективного экономического механизма является существование развитого рынка экологической информации, экологических услуг, сертификации, освоенных экологических технологий.. Финансово-кредитный механизм предполагает как прямые, так и косвенные меры государственного воздействия.

Большинство природоохранных мероприятий капиталоемки. Стоимость очистных сооружений может достигать 70% стоимости основных фондов предприятий. Поэтому основными источниками финансирования таких мероприятий являются бюджеты всех уровней. Кроме того, важную роль призваны играть и внебюджетные источники – специальные экологические фонды, также созданные на различных уровнях. Еще один финансовый источник – собственные средства природопользователя.

В целях стимулирования природоохранной деятельности Закон РФ предполагает предоставления льготных кредитов предприятиям на эти цели.

Иные меры – применение поощрительных цен и надбавок за экологически чистую продукцию и налоговая политика. С налоговыми льготами и санкциями.. Однако основным звеном  экономического механизма управления природопользованием являются платежи:

  • за пользование природными ресурсами;
  • за загрязнение ОС и размещение отходов.

 Плата за выбросы (сбросы) ЗВ – это форма возмещения ущерба.

Эти платежи поступают на счета экологических фондов и распределяются следующим образом:

  • 60% - в местный экологический фонд;
  • 30% в территориальный  экологический фонд;
  • 10% - в федеральный экологический фонд.

 Во исполнение Закона РФ Правительство установило «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ОС, размещения отходов и другие виды вредных воздействий. С 01.01. 93 г. плата взимается со всех предприятий-природопользователей независимо от форм собственности, в том числе с участием иностранных физических и юридических лиц, осуществляющих производственную деятельность на территории РФ.

Плата взимается за следующие виды вредных воздействий на ОС:

  • выбросы в атмосферу ЗВ от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы (ИЗА);
  • сброс ЗВ в поверхностные и подземные водные объекты
  • размещение отходов на спецполигонах и свалках.

Внесение платежей не освобождает  природопользователя (ПП) от выполнения природоохранных мероприятий, а также от штрафных санкций за экологические правонарушения. Минприроды разработало инструктивно-методические указания (ИМУ) по этому вопросу. В соответствии с ними плата за загрязнение ОС является суммой следующих платежей:

  • за загрязнение ОС в размерах, не превышающих установленные экологические нормативы (ПДВ, ПДС);
  • загрязнение ОС в размерах, не превышающих установленных лимитов на выбросы и сбросы (ВСВ, ВСС), а также лимитов на размещение отходов
  • сверхлимитное загрязнение ОС и размещение отходов.

Например, цемзаводу установлен ПДВ 8,5т/год, ВСВ 12,1т/год, фактический выброс составил 14,5 т/год Значит он заплатит по трем ставкам за 8,5 т , за (12,1-8,5)=3,6 – по другой ставке, и за (14,5-12,1)=2,4 т по третьей ставке.

В основу платежей положены «Базовые нормативы за выбросы , сбросы ЗВ и размещение отходов. Естественно, что нормативы различаются в зависимости от экологической опасности ЗВ, которая определяется величиной ПДК или ОБУВ или ОБУВ. К тому же нормативы пересматриваются ежегодно в соответствии  с инфляцией, но мы при практических расчетах будем принимать цены, сложившиеся  на 01. 01. 93 года. Платежи за загрязнения в пределах норматива могут включаться в себестоимость продукции и перекладываться, таким образом на плечи потребителя, а плата за сверхнормативные выбросы производится из прибыли.

Экологическая ситуация в различных регионах неодинакова. Ясно, что тонна того же сернистого ангидрида, выброшенная в бассейн Норильска или Новокузнецка усугубит и без того критическую ситуацию, чем в каком-либо более благополучном регионе. Логика требует, чтобы выброс в упомянутых городах был дороже.

Механизм платежей учитывает это введением коэффициента экологической значимости и экологической ситуации территории. Они рассчитаны местными органами Минприроды на основе данных экологического мониторинга.

Очень интересным является вопрос об объективном определении массы выброса. Эти данные приводятся в ежегодном статистическом отчете природопользователя «2-тп воздух», «2-тп водхоз» и «14-СН»

Конечно, более точными были бы данные государственной системы приборного непрерывного мониторинга. Но такая система в РФ отсутствует.  И мало вероятно, что она появится в течение ближайшего десятилетия. Поэтому оценка массы выбросов производится либо методом выборочного лабораторного контроля, либо расчетными методами. Последний дает весьма неточные результаты, особенно для выбросов из нестационарных источников, которые составляют большинство. Однако, если будет обнаружено, что природопользователь дает заниженную оценку, то за выявленный скрытый выброс он будет расплачиваться по ставкам для сверхлимитных выбросов.

Схема расчета платежей за выбросы, сбросы ЗВ и размещение отходов

1. Расчет платы за выбросы ЗВ стационарными ИЗА.

Любой природопользователь выбрасывает в атмосферу, как правило, несколько видов ЗВ. При этом выброс одних ЗВ может не превышать ПДВ, а выброс других – превышать ПДВ, но находится в пределах ВСВ, для прочих ЗВ выброс может быть сверхлимитным.

Если для каких-либо ЗВ нормативы ПДВ или ВСВ вообще не установлены, то такие выбросы являются «нерарешенными» и приравниваются к сверхлимитным. Итак, в общем случае плата будет состоять из 3-х частей

1) за выбросы в пределах нормативов ПДВ

, где i=1, 2….n - вид ЗВ. Суммирование производится по всем ЗВ, выбрасываемых в атмосферу. С нiатм – ставка платы выброс одной тонны i-того ЗВ, выброшенного в пределах  норматива ПДВ, руб/т

При этом Снатм=БнтмхКэатм, где Бнтм  - базовая ставка платы (общероссийская) за выброс одной тонны i-того ЗВ в пределах нормативов ПДВ (табл. П1) Кэатм – коэффициент экологической ситуации в воздушном бассейне данного региона (табл. П4); Мфатм – фактический выброс i-того ЗВ,, выброшенного в атмосферу в пределах ПДВ

2) Плата за выбросы в пределах лимита ВСВ , где i=1, 2….t – вид ЗВ. Суммирование проиьторгн76зводится только по тем ЗВ, для которых ПДВМфатмВСВ. Слатм – ставка за выброс одной тонны i-того ЗВ, выброшенного в атмосферу в пределах лимита ВСВ, руб/т. При этом Слатм=БлатмхКэатм,, где Блатм базовая ставка платы (общероссийская) за выброс одной тонны в пределах лимита, Мфатм фактический объем выброса i-того ЗВ.

3) За выброс сверх лимита , где i=1, 2….m – вид ЗВ. Суммирование производится только по тем ЗВ, выброс которых превышает лимит, либо по «неразрешенным» выбросам. В случае неразрешенных выбросов ВСВ=0. Как видно, сверхлимитные выбросы в 5 раз дороже лимитных.

Итак, в общем случае плата за загрязнение атмосферы промышленными выбросами составит

Патм = Пнатм+ Платм+Пслатм

Расчет платы за загрязнение ОС передвижными ИЗА

 К ним относятся автомобили, тепловозы, речные суда. Причем, их вклад в суммарное загрязнение атмосферы может быть весьма существенным. Так, по оценкам более половины выбросов ЗВ ав атмосферный воздух Москвы приходится на автотранспорт. А с учетом того, что эти ИЗА приземные, их выбросы загрязняют воздух сильнее, чем выбросы из высоких дымовых труб.

Эта разновидность платежей  за загрязнение атмосферы состоит в общем случае из двух частей: за «допустимые» выбросы, за выбросы, превышающие допустимые.

Плата за допустимые выбросы рассчитывается так:

, где j=1, 2.    P – вид топлива; Yj – удельная плата за допустимые выбросы, образующиеся при использовании 1т (1тыс м3) j-того топлива, руб/т (руб/тыс. м3)

Вид топлива

Ед. измерения

Yj, руб/т (руб/тыс м 3)

Бензин этилированный, АИ-93

А-76

т

т

38.0

25,0

Бензин неэтилированный АИ-93,

А-76

т

т

10,0

11,0

Дизельное топливо

т

21,0

Сжатый природный газ

тыс.м3

9,0

Сжиженный природный газ

т

11,0

Все рассчитывают по количеству выбрасываемых газов с отработанными газами ЗВ: окислов азота, оксида углерода, серы, углеводородной сажи, соединений свинца. Тj – количество использованного за год  на предприятии j-того топлива, (тыс м3).

Если проверками ГИБДД МВД России, Российской транспортной инспекции, Минприроды России будет установлено, что токсичность отработанных газов транспортных средств (ТС) превышает допустимые значения, прородопользователь обязан платить за это превышение. В этом случае возникает проблема достоверности экологического контроля. Ведь на крупных предприятьиях имеются сотни автомобилей и проверить их все невозможно. Даная проблема решается так ; в зависимости от количества ТС на предприятии установлено минимальное число , подлежащее проверке.

Количество ТС, имеющихся у природопользователя, шт (по группам).

Количество ТС, подлежащих проверке, %

≤20

100

≤50

50

≤100

30

≤500

20

500

10

В дальнейшем результаты контроля переносятся на все ТС данного предприятия.

Плата за выбросы ЗВ, не соответствующих нормативу :

, где где i=1, 2….t – группа ТС, токсичность выброса которых не соответствует стандарту, Пн – плата за допустимые выбросы ТС-й группы. di – доля ТС в проверяемой партии, токсичность отработанных газов которых не соответствует стандарту. di определяется отношением количества ТС с ненормативными выбросами к общему количеству проверяемых ТС.

Общая плата за загрязнение атмосферы передвижными ИЗА

Птранс=(Пнтранс+Пснтранс)Кэатм

Расчет платы за сброс ЗВ в водные объекты.

Как ив случае стационарных ИЗА плата за загрязнение водоемов сточными водами в наиболее общем случае складывается из трех частей:

1) за выбросы в пределах нормативов ПДВ

, где i=1, 2….к - вид ЗВ. Суммирование производится по всем ЗВ, выбрасываемых в водный объект со сточными водами. С нвод – ставка платы выброс одной тонны i-того ЗВ, в пределах норматива ПДС, руб/т

При этом Снвод=БнводхКэвод, где Бнвод  - базовая ставка платы (общероссийская) за сброс одной тонны i-того ЗВ в пределах нормативов ПДС (табл. П1) Кэвод – коэффициент экологической ситуации в водном бассейне данного региона (табл. П4); Мфатм – фактический объем сброса i-того ЗВ, за год, т

2) Плата за выбросы в пределах лимита ВСС , где i=1, 2….f – вид ЗВ. Суммирование производится только по тем ЗВ, для которых ПДСМфводВСС. Слвод – ставка за сброс одной тонны i-того ЗВ в пределах лимита ВСВ, руб/т. При этом Слвод=БлводхКэвод,, где Блвод базовая ставка платы (общероссийская) за сброс одной тонны в пределах лимита, Мфвод фактический объем сброса i-того ЗВ.

3) За выброс сверх лимита , где i=1, 2….m – вид ЗВ. Суммирование производится только по тем ЗВ, сброс которых превышает лимит, либо по «неразрешенным» сбросам. В случае неразрешенных сбросов ВСС=0. Как видно, сверхлимитные выбросы в 5 раз дороже лимитных.

Итак, в общем случае плата за загрязнение атмосферы промышленными выбросами составит

Пвод = Пнвод+ Плвод+Пслвод

Предыдущие материалы: Следующие материалы: